2021-12-09 - Наблюдение. Эксперимент. Автодидактика
Сегодня меня наткнули на тему образования. Совместными усилиями пришли к выводу, что я плохой преподаватель. Я согласился. Я действительно отвратительный классический преподаватель.
Классическое преподавание, это когда тебе читают лекции, проводят практические занятия, спрашивают и ставят оценки. Наверное, это хорошо. Наверное, это дисциплинирует. Наверное, это нужно. Было. В 20-м веке, когда не было доступной информации и она распространялась только из уст в уста и через редкие учебники. В то время преподаватель был источником знаний и мерилом правильности решений. Сейчас не так. Сейчас информация общедоступна в пару кликов. Появилось больше источников и понятия нормы, правильности и адекватности стали размыты. Даже в консервативной медицине нет точных воззрений и трактовок. Опираться можно только на законодательство, стандарты и протоколы, да и то только на текущие. Ведь и они меняются с завидной регулярностью.
Как мне кажется, я нашёл выход, но и он не идеален. На мой взгляд, следует обучать 3-м компонентам образования, которые включают:
Наблюдение — это основной навык любой профессии — способность получать потоки информации от окружающих объектов, явлений и процессов, вычленять профессионально-значимые компоненты, анализировать, интерпретировать и презентовать их. Наблюдение — это крупинки знаний, которыми можно оперировать с профессиональной целью.
Преподавать наблюдение стоит на примерах, отвечающих следующим характеристикам:
- объект должен быть доступен обучающимся для наблюдения;
- объект должен быть достаточно прост для понимания;
- характеристики объекта должны восприниматься однозначно всеми участниками наблюдения;
- объект наблюдения должен быть актуален, эмоционально окрашен и иметь практическое применение в жизни обучающегося.
Если условия не выполняются, то начинается путаница и качество обучения падает.
Лучшими предметами для формирования наблюдения являются изящные искусства: музыка, рисование и стихосложение.
Прослушивание, сочинение и исполнение проявляет чувствительность к звуку.
Созерцание и изображение живописи помогает визуальному восприятию.
Стихосложение формирует слаженность мышления и способность излагать собственные мысли.
Эксперимент — это исследование свойств и качеств объекта исследования в условиях среды, заложенных экспериментатором. Эксперимент — это способ проверки гипотез, правдивость которых подвергается сомнению.
Основной принцип: «Получил данные, примени их к жизни». Удачные последствия закрепляются и повторяются. Неудачные последствия учитываются в виде опыта и целенаправленно не повторяются.
Задача преподавателя создать среду, пригодную для проведения эксперимента.
Автодидактика — это процесс самообучения.
Задача преподавателя, на этом этапе, самоустраниться и оказывать незначительную помощь.
Вмешательство преподавателя может быть губительным: указывая на то, какие книги читать и какие авторы «правильные», преподаватель формирует мышление и мировоззрение ученика по своему лекалу, что не всегда полезно.
На этом этапе поиск и освоение информации должен происходить самостоятельно. Наблюдение за реальностью, соотнесение с теоретическими основами и выбор собственной системы реагирования на происходящие — основа автодидактического уровня.
Есть ещё и 4-й критерий — ненасильственность. Всё, что происходит, должно происходить естественно.
Instagram: https://www.instagram.com/evgenij.krutyh/
Telegram-канал: https://t.me/evgenij_krutyh
Teletype: https://teletype.in/@evgenij.krutyh
YouTube: https://www.youtube.com/user/krutyh
Telegram: https://t.me/krutyh
WhatsApp: https://wa.me/qr/DQGKWE62BC6YO1