2022-01-26: Стратегии самообучения и кризисы
Уже не помню, где, в какой книге, прочитал про то, что существует 4 стратегии обучения:
1. Классическая модель — обучение через передачу отработанных, применимых на практике знаний от преподавателя к ученику: лекции, семинары, лабораторные работы. Приходишь в школу, тебе дают консервированные знания и оценивают то, как ты эти знания запомнил. По итогу дают бумагу, что ты потребил «консервы».
2. Обучение через выживание — способ обучения, при котором обучающийся вынужден обучаться, иначе ему грозит гибель. Гибель, не значит биологическая смерть, возможно социальное исчезновение, это когда ты не актуален и не можешь сориентироваться в том, что происходит. Хочешь жить — обучайся!
3. Обучение через сопротивление — способ обучения, при котором обучающийся выбирает стратегии альтернативные или противоположные тем, которые приняты в его обществе (окружении). Например, ребенок видит несостоятельность родителей в одной из сфер жизни, тогда он начинает самостоятельно обучаться тому, что ему кажется нужным.
4. Моделирование — способ обучения, при котором обучающийся повторяет успешные модели жизни и деятельности. Модель может быть:
- навязана — обучающийся ищет школу, в которой преподают профессионалы-практики, добившиеся успеха. Во время обучения идут слепое копирование стратегий профессионалов. Хочешь быть успешным? Делай как наш преподаватель и ты точно станешь как он.
- частично навязана — обучающийся ищет школу, в которой преподаёт несколько профессионалов-практиков, каждый из которых добился результатов в профессии, но каждый своим путём. Обучающийся выбирает из тех, кто ему подходит и начинает обучаться через сотрудничество или повторение. Результаты есть, но они не настолько стабильны в сравнении с навязанной системой;
- свободна — обучающийся ищет себе профессионала самостоятельно и становится подмастерьем, проходит весь путь профессионала и добивается своего собственного успеха. Такой вариант интереснее, с большим эффектом погружения, но вероятность получить стабильный результат ниже и непредсказуемый по временным затратам.
Каждое направление хорошо по-своему:
1. Классика — быстрая теоретическая адаптация к среде профессионалов, но практически полное отсутствие навыков.
2. Выживание — хорошее усвоение опыта, быстрое обучение, но опыт, в основном, связан с кризисными и критическими состояниями — однобок.
3. Сопротивление — высокий уровень мотивации, большие амбиции, быстрая усталость и ограниченность интересов.
4. Моделирование — погружение в навыки, тонкое понимание процессов, длительное время освоения, сложность в поиске подходящей среде развития и необходимость высокого уровня самомотивации.
Каждая стратегия подходит для разных ситуаций и моментов времени. Нельзя, невозможно, выбрать одну единственную модель на всю жизнь. У каждого все они представлены, но есть доминирующие.
Я хорошо себя чувствую в выживании и моделировании. У меня получается классическая модель. Сопротивление практически не выражено. Зная свои особенности, я могу найти подходящие способы обучения и не тратить время на то, что не подходит.
Есть ещё один момент, касающийся мотивации.
Иногда я захожу в тупик обучения и развития:
- Работаю меньше.
- Результаты становятся расплывчатыми,
- Любимая деятельность становится обыденностью.
- Исчезает удовольствие от достижения.
По сути, то, что я описываю это элементы эмоционального выгорания.
Для меня решением этой проблемы становится переключение на привычную и эффективную стратегию обучения. Для меня в таких ситуациях не работает моделирование — самомотивации просто нет. Для обучения через сопротивление нужна амбициозность, которая у меня отсутствует в принципе. Классика — шикарно подходит для отдыха, но вот эффекта от неё нет, так как требуется деятельность, а не заучивание терминов. Выбираю стратегию обучения через выживание.
Для того, чтобы начать выживать, нужно поместить себя в условия для выживания. И вот тут-то я начинаю творить нечто непонятное для окружающих — я начинаю загонять себя: уничтожаю ресурсы, которые поддерживают меня в зоне комфорта, перехожу в режим саморазрушения (мало сплю, плохо ем, игнорирую важные моменты жизни), конфликтую. В общем, становлюсь малоприятным человеком, который противен мне самому. В этот момент и начинается работа — выживание в условиях полной катастрофы. Именно потому, что для меня стратегия выживания оптимальна, я неплохой кризисный управленец — могу найти решение там и в том, где другие сдаются. Зато в ситуации долгосрочной стабильной работы мне скучно, и я сдуваюсь, иногда даже начинаю создавать условия, которые напоминают кризис. Поэтому я и работаю в психотерапии — там кризисы постоянно, это моё рабочее состояние и мой путь индивидуального развития.
Instagram: https://www.instagram.com/evgenij.krutyh/
Telegram-канал: https://t.me/evgenij_krutyh
Teletype: https://teletype.in/@evgenij.krutyh
YouTube: https://www.youtube.com/user/krutyh
Telegram: https://t.me/krutyh
WhatsApp: https://wa.me/qr/DQGKWE62BC6YO1